Основные термины и определения в дисциплине "БЖД".
К ним относятся следующие термины и определения.
Опасность (негативное воз¬действие или негативный фактор) - это негативное свойство системы "человек-среда обитания-машина-ЧС", способное причинять ущерб здоровью) человека, ОНХ и ПС и обусловленное энергетическим состо¬янием среды, действиями человека, машины и ЧС.
Опасный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздействие которого на человека приводят к травме (нарушение целост¬ности ткани) или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (например, отравлению).
Вредный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздействие которого на человека приводят к заболеванию или снижению работоспособности.
Авария - это повреждение, выход из строя какого-либо механизма, машины, транспортно-го средства и т.п. во время работы, движения.
Катастрофа - это событие с несчастными, трагическими последстви¬ями (травмирование или гибель пяти и более человек, пропажа без вести людей).
Загорание ( по ГОСТ 12.1.033-81х) - это неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба; пожар - это заго¬рание, но с материальным ущербом.
Взрыв (по ГОСТ 12.1.010-76*) - это быстрое экзотермическое хими¬ческое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделе¬нием энергии и образованием сжатых га-зов, способных проводить работу.
ЧС - это обстановка на определенной территорий, сложившаяся в ре¬зультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихий¬ного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ПС, значи-тельные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Техносфера - это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого дли косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально-эконо¬мическим потребностям.
Технические системы (ТС) - это производственное оборудование, ме¬ханизмы, машины, аппаратура управления определенной степени слож¬ности, с которыми взаимодействует че-ловек в процессе трудовой деятельности.
Рабочая зона - это пространство высотой 2 м над уровнем земли, пола или площадка, на которой расположено рабочее место (РМ) - зона постоянной или временной деятельности человека.
Риск - это вероятность реализации опасности в зоне пребывания че¬ловека.
Безопасность труда (БТ) - это состояние условий труда (УТ), при котором исключено воз-действие на работающих вредных и опасных факторов (по ГОСТ 12.0.002-80).
УТ (по ГОСТ 19605-74) - это совокупность факторов производствен¬ной среды, оказы-вающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Средство защиты (по ГОСТ 12.0.002-80) - это средство, применение которого предотвра-щает или уменьшает воздействие на одного или более работающих опасных и (или) вредных факторов. По ГОСТ 12.4.011-87 все средства защиты (СЗ) делят на средства коллектив¬ной (одновременная защита двух и более работающих) и индивидуаль¬ной защиты (сокращенно ОКЗ и СИЗ).
Другие термины и определения по дисциплине "БЖД" приведены в со¬ответствующих разделах и подразделах данного пособия.
Теоретические основы БЖД.
В основу теории БЖД положена аксио¬ма, что любое взаимо-действие человека со средой обитания потенци¬ально опасно. Ее справедливость можно про-следить на всех этапах развития системы "человек-среда обитания". Так, на ранних стади¬ях своего развития (система "человек-ПС"), когда отсутствовали технические средства, человек испытывал значительные воздействия опасных и вредных факторов естественного происхо-ждения (например, повышенная и пониженная температура воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды, контакты с дикими животными и т.п.). Сейчас, (система "человек-техносфера") к естественный прибавились много¬численные факторы антропогенного проис-хождения (например, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водо-емах и почве, ионизирующие излучения, электромагнитное поле и др.). Эта аксиома также предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего ТС и технологии) кроме позитивных свойств и результатов обладают способностью генери-ро¬вать опасные и вредные факторы. При этом любое позитивное дейст¬вие неизбежно сопро-вождается возникновением новой потенциальной опасности или даже группы опасностей (например, при применении электрической, атомной или лазерной энергий; автомобилей, тепло¬возов или самолетов).
В результате взаимодействия человека со средой обитания на¬блюдаются: 1) рост числа травмируемых и погибших, как на произ¬водстве, так и в быту; 2) сокращение продолжи-тельности жизни, особенно среди мужчин; 3) возрастание материального ущерба, как на производства, так и в быту и (или) ПС.
Хозяйственная деятельность человека также связана с получени¬ем огромных отходов (в Россия и развивающихся странах из 40 кг сырья только 10 кг превращаются в полезную продукцию), которые загрязняют атмосферу, гидросферу и литосферу, что, конечно, нару¬шает устойчивое развитие как природных, так и искусственных эко¬систем. Кроме того, человек взаимодействует со средой обитания посредством той или иной машины, которая может иметь свои какие-то опасные и вредные факторы. Последние при определенных услови¬ях могут воздействовать как на человека, так и среду его обитания. А неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека и различные стихийные явления в природе могут стать причиной возникновения и развитая ЧС как антропогенного, так и природного характера. Эти ситуации характе¬ризуются своими опасными и вредными факторами, которые сильно воздействуют как на человека, так и на ОНХ и ПС. Они являются первичными негативными факторами, которые, как правило, вызыва¬ют возникновение вторичных и третичных факторов на ОНХ и приле¬гающей местности. Последние имеют значительный энергетический уровень и более мощно действуют на человека и среду его обитания. Таким образом, в процессе взаимодействия человека со средой обитания налицо сложная многоуровневая система "человек-среда обитания-машина-ЧС", каждый уровень которой несет свои опасные и вредные Факторы соответствующего энергетического уровня. Об этом должен помнить будущий специалист и обеспечивать оптималь¬ное взаимодействие челове-ка со средой обитания.
Обеспечение БЖД - это сложный процесс. Он состоит из решения как научных, так и практических (инженерно-технических) задач. Первые сводятся к теоретическому анализу И разработке методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элемента¬ми системы "человек-среда обитания-машина-ЧС"; комплексной оценке многофакторного влияния их на работоспособность и здоровье человека; оптимизации условий деятельности и отдыха; реализации новых методов защиты; моделированию опасных и чрезвычайных ситуаций и т.д. Практические задачи БЖД - это выбор принципов я методов защиты, разработка и рациональное использование СЗ человека и ПС от негативных воздействий этих факторов, а также средств, обеспе¬чивающих комфортное состояние среды жизнедеятельно-сти.
В начале обеспечения БЖД выделяются элементарные составляющие (идея, мысль, основные положения), именуемые принципами. С их помощью определяется уровень знаний об опасностях системы "чело¬век-среда обитания-машина-ЧС" и, следовательно, формиру-ются тре¬бования к проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Они позволя-ют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов.
Принципов обеспечения БЖД много, так как они определяются спецификой производст-ва, особенностями технологических процессов, разнообразием оборудования и т.д. По при-знаку их реализации они делятся на ориентирующие, технические, управленческие и организационные.
Ориентирующие принципы определяют основополагающие идеи для поиска безопасных решений. Они служат методической и информаци¬онной базой БЖД. К ним относятся прин-ципы активности оператора, гуманизации деятельности, замены оператора, классификации, ликвидации или снижения опасности, системности и т.д.
Технические принципы направлены на предотвращение действия опасных и вредных факторов и основаны на использовании физических законов. К ним относят принципы бло-кировки, вакуумирования, гер¬метизации, защиты расстоянием, компрессий, прочности, слабого звена, флегматизации, снижения потенциала земли или напряжения прикосновения и т.д. Управленческие принципы позволяют определять взаимосвязь и от¬ношения между от-дельными стадиями, этапами процесса обеспечения БЖД. К ним относят принципы контро-ля, адекватности, обратной свя¬зи, ответственности, плановости, стимулирования, управле-ния, эф¬фективности, однозначности и т.д.
Организационные принципы реализуют положения НОТ. К ним отно¬сят принципы несо-вместимости, эргономичности, подбора кадров, последовательности, резервирования, нор-мирования, компенсации, информации, защиты времени, рациональной организаций труда на РМ и т.д.
По сфере реализации все принципы обеспечения БЖД подразделяют на группы: общест-венно-методологические, медико-биологические и инженерно-технические. Общественно-методологические принципы применяют во всех сфе¬рах деятельности. К ним относят принципы системности, информации, классификации, организации, планирования, контроля, анализа, уп¬равления, эффективности, обучения и т.д.
К медико-биологическим принципам относят принципы нормирования вредных веществ, санитарного зонирования, медицинского профилак¬тического предупреждения, компенсации и т.д. Самые многочисленные принципы инженерно-технические: экрани¬рования, прочности, слабого звена, недоступности, блокировки, резервирования, дублирования, вакуумирования, ограничения, несов¬местимости и т.д.
Принципы обеспечения БЖД следует рассматривать во взаимосвязи, т.е. как элементы, дополняющие друг друга. Детально они рассмат¬риваются ниже, в ходе изложения вопросов обеспечения БЖД.
Метод - это способ достижения цели, которой является обеспе¬чение безопасности. При-меняемые методы в БЖД основаны на выше¬указанных принципах. Они осуществляют кон-структивное и техни¬ческое воплощение принципов в реальной действительности. Сейчас обеспечение безопасности достигается тремя основными методами: А - метод, использующий пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается при механиза¬ции и автоматизации производственных процес-сов, дистанционном управлении оборудованием, использовании манипуляторов и роботов различных поколений;
Б - метод, направленный на нормализации ноксосферы путем исклю¬чения опасностей и на приведение характеристик ноксосферы в соот¬ветствие с характеристиками человека. Это совокупность мероприя¬тия, защищающих человека от шума, вибраций, газа, пыли, опаснос¬ти травмирования и т.д. с помощью СКЗ;
В - метод, направленный на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности (например, с помощью СИ3). Он реализуется путем профотбора, обучения, инструктирования, психо¬логического воздействия и т.д.
Как правило, в процессе проектирования техники и технологии стремятся применять пер-вые два метода, Если же они не обеспечи¬вают требуемого уровня безопасности, то приме-няют В-метод, ис¬пользующий различные СИЗ. В реальных условиях используют назван¬ные методы в ТОМ или ином сочетании (Г-метод).
Для реализации этих методов чаще всего используют различные СКЗ и СИ3. При этом СКЗ классифицируют на основании защиты от тех или иных опасных и вредных факторов (например, СЗ от шума, вибрации, электростатических зарядов и т.д.), а СИЗ - от защищае-мых органов или групп органов (например, С3 органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.).
По техническому исполнению СКЗ разделены на следующие группы: ограждения, блоки-ровочные, тормозные и предохранительные устрой¬ства, световая и звуковая сигнализация, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, защитного заземления, зануления, вентиляция, ото-пление, кондиционирование, освещение и др.
К СИЗ относят гидроизолирующие костюмы и скафандры, противо¬газы, респираторы, различные виды специальной одежды и обуви, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, шапки, противошумные шлемы, на¬ушники, вкладыши, защитные очки и др.
Все С3 должны соответствовать требованиям эстетики и эргономи¬ки, в частности, обес-печивать нормальные условия для деятельности человека. При применении СИЗ следует учитывать техническое норми¬рование, так как многие из них создают определенные неудоб-ства и ведут к снижению работоспособности человека. Отсутствие учета этого требования часто является причиной отказа от применения СИЗ, что снижает уровень безопасности и повышает уровень риска для человека.
Современными методами обеспечения БЖД являются: 1) создание оптимальных (норма-тивных) условий в зонах жизнедеятельности чело¬века; 2) идентификация опасных и вредных факторов в этих зонах и снижение их до нормативно допустимых уровней; 3) прогнозирова-ние зон повышенного риска и использование защитных мер и специальных служб и форми-рований для локализации и ликвидации негативных воз¬действий на объектах с повышенным техногенным риском и для защиты от естественных негативных воздействий; 4) подготовка кадров по вопросам БЖД.
Роль образования и ИТР в обеспечении БЖД.
Сохранение биосферы, обеспечение безо-пасности и здоровья человека - сложные, комплек¬сные задача. Их решение возможно лишь на базе определенного об¬разовательного уровня как всего населения страны, так и професси-оналов в области БЖД. В РОССИИ введено четыре уровня образования по БЖД: первый - об-щеобразовательный уровень на базе среднего об¬разования; второй - на базе высшего обще-технического; третий - на базе специального технического образования и четвертый - на базе институтов и факультетов переподготовки и повышения квали¬фикации ИТР.
Общеобразовательный уровень обеспечит в будущем каждому граж¬данину России подго-товку на уровне знания и понимания проблем БЖД.
Второй уровень - это подготовка ИТР всех направлений и специ¬альностей профдеятель-ности, так как создаваемые и эксплуатируе¬мые ими техника и технологии являются основ-ными источниками опас¬ных и вредных факторов, действующих в среде обитания. Поэтому ИТР как при проектировании, так и при эксплуатации техники и технологии должны вы-явить вое эти факторы, установить их значимость, разработать и применить средства сниже-ния этих факторов до тре¬буемых допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф. В связи с этим ИТР должны обладать таким блоком знаний, чтобы обеспечить БЖД в своем направлении профдеятельности. Этот блок знаний студенты при-обретают при изучении дисциплины "БЖД" и отдельных специфических вопросов безопас-нос¬ти и экологичности в дисциплинах избранного направления или из¬бранной специально-сти.
Третий уровень - это подготовка инженеров по специальности 330100 "Безопасность жиз-недеятельности", т.е. профессионалов для работы в области защиты человека и ПС (специа-листы по управлению и контролю за ОТ, ООС в отраслях народного хозяйства; эксперты по оценке безопасности и экологичности технических проектов и на¬роднохозяйственных пла-нов, программ; инженеры-разработчики зкобиозащитных систем и СЗ). Их задачей деятель-ности является комп¬лексная оценка ТС, технологических производств и ОНХ о позиций БХД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области ОТ и (или) ООС на промышленном и региональном уровнях.
Четвертый уровень - это изучение ИТР как дисциплины "БЖД", так и специализирован-ных дисциплин по безопасности, ООС и ЧС для конкретных отраслей народного хозяйства в системах межотраслевых ИПК и отраслевых ФПК.
Как видим, основное внимание в системе образования по БЖД уде¬ляется ИТР. От них за-висит выбор и поддержание комфортных УТ при реализации производственных процессов, а также обеспечение до¬пустимого риска воздействия на человека и ПС опасных и вредных факторов ТС и ОНХ, функционирующих в нормальном и аварийном ре¬жимах. Конкретная роль ИТР в обеспечении БЖД на производстве зависит от их должностных обязанностей (см. ниже раздел 4).